Читать было очень тяжело. Я всегда считал довольно мрачным писателем отца Даниила Андреева, Леонида, но сейчас мне показалось, что «Роза Мира» гораздо мрачнее. Тяжёлый слог и смесь утопии с антиутопией просто загоняли в депрессию. Постепенно я начал понимать, в чём дело: к концу книги, когда речь зашла о будущем, жанр стал очень даже узнаваем. А тут и сам Андреев подоспел на помощь:
«Многое воспринимаю я при помощи различных родов внутреннего зрения: и глазами фантазии, и зрением художественного творчества, и духовным предощущением. Кое-что вижу и тем зрением, которым предваряется долженствующее быть. Но всё, что я вижу впереди, – для меня желанное; и нередко я совершаю, может быть, незаметную подмену, принимая желаемое за объективно предназначенное к бытию.» (Книга 12, глава 4)Этот жанр называется фэнтези:
«Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.»Если кто не знает, архетип - «универсальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений».
Известно, что, находящийся в депрессии, человек создаёт ментальный уголок, в котором он мог бы укрыться от житейских неприятностей. Но великие (как Бетховен или Чайковский) создают не уголки, а свои миры. Такой мир, находясь на сталинской каторге, создал и Даниил Андреев.
В здоровой (не болезненной!) фантазии, самой по себе, ничего особенно плохого нет, но она - не Истина, а мостик к Истине. Фантазия будит воображение, за что Даниилу Андрееву, конечно, огромное спасибо.
(Следующий пост), (Продолжение темы), (Околофилософское), (Содержание)
Journal information