Однажды за семейным праздничным столом меня спросили о моих генеалогических находках - о давних и дальних родственниках, на многих из которых заведены странички в Википедии. Среди них есть действительные статские советники, бароны, графы, князья, фамилии, которые до сих пор на слуху: Татариновы, Гнедичи, Фрезе, Кулибины, Полетика… В какой-то момент я понял, что излишне увлёкся рассказом и спросил жену старшего сына, американку, не было ли у них в роду известных людей. Она сказала, что был один. Его имя, Дэниэль Бун, было нам незнакомо, и я попросил невестку рассказать о Буне. Она сказала, что её предком по маме была старшая дочь Буна, о чём есть соответствующий сертификат. Сам Дэниэль Бун был сыном первых переселенцев в Америку: охотился, исследовал природу и географию Северной Америки, попадал в плен к индейцам, но это заканчивалось его дружбой с ними и даже усыновлением. Последнее благодаря его родителям-квакерам, которые были противниками всякого насилия к кому бы то ни было.Согласно Википедии, Дэниэль Бун родился 2 ноября 1734 года (по Новому стилю). Дэниэль был шестым из одиннадцати детей в семье квакеров. Его отец, ткач и кузнец Сквайр Бун (1696-1765), иммигрировал в Пенсильванию из маленького городка Брэднинч (графство Девоншир, Англия) в 1713 году. Родители Сквайра, Джордж и Мэри Бун, иммигрировали в Пенсильванию четырьмя годами позже. Ещё через 3 года Сквайр женился на Саре Морган (1700-1777), члены семьи который были квакерами из Уэльса. В 1731 году семья Бунов построила бревенчатый дом в долине Олей, где и родился Дэниэль. Теперь это место считается усадьбой Дэниэля Буна (другое название - округ Беркс).
По ходу рассказа невестки мы с женой начали переглядываться. В конце концов я не выдержал и спросил, не рассказывает ли она о Зверобое Фенимора Купера. Гугл в помощь – быстро выяснилось, что Фенимор Купер действительно срисовал своего главного героя для пятикнижия о Соколином Глазе – Натаниэля Бумпо (Natty Bumppo) в основном с Дэниэля Буна. Бумпо - это тот, другом которого был Чингачгук. В романах Купера Нат Бумпо появляется под индейскими прозвищами Зверобой, Соколиный глаз, Длинный карабин, Следопыт и Кожаный Чулок.
Естественно, что реальный Дэниэль был мало похож на списанного с него героя, но невероятно популярным в США и в Европе он стал ещё при жизни, после того как в 1784 году его приключения были описаны в книге Джона Филсона «Открытие, заселение и современное состояние Кентукке», включавшей главу «Приключения полковника Дэниела Буна, в прошлом охотника, содержащие повествование о войнах в Кентукке» (The Discovery, Settlement and Present State of Kentucke; The adventures of Colonel Daniel Boon, formerly a hunter, containing a narrative of the wars of Kentucke). Несмотря на то, что семья Буна сочла эту книгу полным абсурдом, в 19 веке она стала настоящим бестселлером.
Имя Дэниэля Буна легендарно в США до сих пор. Его называли Колумбом лесов. В его честь названы: тропа, по которой переселенцы шли на Запад (Boone Trail), заповедный лес (Daniel Boone National Forest) и парк (Boone's Cave Park), школы и городки современных США. Его имя носила организация-предшественник движения бойскаутов (Sons of Daniel Boone). И это из-за него доллары до сих пор называют баксами.
"По мне же всех людей счастливей был
Охотник Бун, который жил в Кентукки
За весь свой век он только и убил
Козу или медведя. Слез и муки
Не ведая, в спокойствии души
Он мирно жил в хранительной глуши
До старости глубокой. Преступленье
Не омрачало дум его простых;
Здоровье - верный друг уединенья -
Немало дней беспечно - золотых
Ему дало; болезни и сомненья
Теснятся в клетках улиц городских,
А честный Бун провёл в лесу и в поле
Лет девяносто - может быть, и боле." ("Дон Жуан", Лорд Байрон)
"Indians have always been kinder to me than the whites." ("Индейцы всегда были добрее ко мне, чем белые", Daniel Boone)
Рядом с этим местом было много индейских деревень. У пацифистски настроенных квакеров Пенсильвании были хорошие отношения с индейцами. Дэниэль Бун получил своё первое ружьё в 13 лет и начал учиться охотиться и у белых поселенцев, и у индейцев. К 15 годам Дэниэль считался одним из лучших охотников в округе. Народные сказания часто превозносят навыки Дэниэля Буна как охотника. По одной из историй, молодой Дэниэль Бун отправился на охоту вместе с другими мальчишками. Рык пантеры напугал мальчишек, кроме Дэниэля Буна, который спокойно взвёл курок, выстрелил и попал зверю прямо в сердце, как только тот собрался прыгнуть на него. Как и многие другие истории о Дэниэле Буне, эта могла быть правдивой либо неправдивой, но её так часто пересказывали друг другу, что она стала олицетворять этого человека.
В 1750 году Сквайр Бун продал свою землю и переехал вместе с семьёй в Северную Каролину. Дэниэль Бун больше не посещал церковь, хотя разделял взгляды христиан, и все его дети в последующем стали баптистами. Из-за того, что в детстве Бун большую часть времени проводил за охотой, он не получил должного образования. Школьный учитель однажды выразил обеспокоенность по поводу школьного образования Дэниэля Буна, но его отец не был обеспокоен этим и ответил: «Пусть девчонки занимаются правописанием, а Дэн будет стрелять». Тем не менее, историк Джон Мак Фарагер пишет, что изображение Буна полуграмотным в народном творчестве является ошибочным, доказывая, что «уровень грамотности Дэниэля Буна был таким же, как и у других мужчин того времени». Во время охоты Дэниэль всегда брал с собой книги для чтения. Библия и «Путешествия Гулливера» - были его самыми любимыми книгами. Во время охоты Бун иногда развлекал других охотников чтением по вечерам у костра.
В молодости Дэниэль Бун служил в Британских вооруженных силах во время Франко-индейской войны (1754-1763 годов; борьба за контроль над землями, находящимися за горами Аппалачи). В 1755 году Дэниэль Бун участвовал в экспедиции Брэддока в качестве водителя повозки. После поражения Дэниэль вернулся домой и 14 августа 1755 года женился на своей соседке Ребекке Брайан. Дэниэль и Ребекка жили на ферме отца Буна. Со временем у них родилось десять детей.
В 1759 году разразился конфликт между британскими колонистами и индейцами чероки — бывшими союзниками Британии во Франко-индейской войне. После внезапной атаки индейцами чероки долины реки Ядкин многие семьи, включаю семью Бунов, сбежали в округ Кульпепер в Виргинии.
Бун служил в народном ополчении Северной Каролины во время этой войны с индейцами чероки. Он жил отдельно от своей жены около двух лет. Согласно одной из историй, жене Дэниэля Буна сообщили о его гибели. Со временем Ребекка решила, что он действительно умер, и потому начала встречаться с его братом Эдвардом. У них был ребенок, дочь Джемина, которая родилась в 1762 году. По возвращении домой, Дэниэль Бун понял и не стал осуждать свою жену. Правда это или нет, но Бун вырастил Джемину как своего собственного ребёнка. Первые биографы Буна знали эту историю, но не стали публиковать её.
В те годы Дэниэль занимался охотой и продавал добытую дичь. Почти каждую осень он уходил на несколько недель или месяцев в экспедицию один или с небольшой группой мужчин, собирая сотни шкур диких оленей осенью, а зимой ловил бобров и выдр. Охотники возвращались весной и продавали свою добычу торговцам шкур. В этой торговле шкуры оленя (buckskins) часто называли баксами (bucks), что (по одной из версий) является началом использования сленгового названия доллара.
В середине 1760-х годов население в долине реки Ядкин стало стремительно расти, что привело к уменьшению количества дичи в округе. У Дэниэля начались неприятности - его часто вызывали в суд из-за неоплаченных долгов, и ему пришлось продать свою землю, чтобы расплатиться с кредиторами. После смерти отца в 1765 году Дэниэль отправился с небольшой группой во Флориду, чтобы найти место для нового дома. По рассказам семьи, Бун купил землю в Пенсаколе, но его жена Ребекка отказалась переезжать так далеко от своих друзей и семьи. Вместо этого они переехали в более отдалённый район в долине реки Ядкин, и Дэниэль Бун начал охотиться к западу от Синих гор.
Дэниэль Бун впервые добрался до Кентукки в конце 1767 года, когда охотился вместе со своим братом Сквайром Буном-младшим. Во время экспедиции Генерала Эдварда Брэддока 1755 года, Бун услышал о плодородной земле и изобилии дичи в Кентукки от извозчика Джона Финдли, который ездил в Кентукки, чтобы торговать с индейцами. В 1768 году, Бун и Финдли снова встретились случайно, и Финдли воодушевил Буна новыми рассказами о Кентукки. В то же самое время появились новости о Договоре форта Стэнвикс, по которому Ирокезы передали своё право на Кентукки Британцам. Это, а также то, что в Северной Каролине начались беспорядки, подтолкнуло Буна немедленно начать свою экспедицию.
В мае 1769 года Бун начал свою двухгодичную экспедицию в Кентукки. 22 декабря 1769 года Буна и одного из членов его экспедиции захватила группа индейцев шауни, которые отпустили их и сказали, чтобы те больше никогда не возвращались, а также конфисковали шкуры, добытые экспедицией во время охоты. Шауни не подписывали Договор форта Стэнвикс, и потому рассматривали Кентукки как свою территорию, а также расценивали поселенцев как браконьеров. Буна это не остановило, и он продолжил охотиться и изучать Кентукки до тех пор, пока не вернулся в Северную Каролину в 1771 году. Осенью 1772 года он продолжал охотиться в Кентукки.
25 сентября 1773 года Бун вместе со своей семьёй и группой из 50 поселенцев осуществили первую попытку основать Британское поселение в Кентукки. Бун всё ещё был малоизвестным охотником в то время, наиболее видным членом экспедиции был Вильям Рассел, хорошо известный охотник из Виргинии. 9 октября старшего сына Дэниэля Буна Джеймса и небольшую группу мужчин и мальчишек, которые отправились на поиски провианта, атаковала группа индейцев, состоящая из делаваров, шауни и чероки. Американские индейцы, сторонники Договора форта Стэнвикс, начали дебаты о том, как им действовать дальше в связи с наплывом поселенцев. Эта группа индейцев решила, по словам историка Джона Мака Фарагера: «отправить письмо о своём неприятии к основанию поселения…». Джеймс Бун и сын Вильяма Рассела Генри были замучены до смерти в ужасных пытках. Жестокость убийства шокировала группу Буна и они решили оставить экспедицию.
Эта резня была первым из череды событий, которые впоследствии стали известными как Война Данмора, борьба между Виргинией и первоначально индейцами шауни за контроль округом Огайо, что сейчас является штатами Западная Виргиния и Кентукки. Летом 1774 года Бун вместе с товарищем вызвались добровольцами, чтобы отправиться в Кентукки на поиски землемеров, которые оказались там в начале войны. Два человека прошли более 1300 км за два месяца, несмотря на предупреждения тех, кто ещё не покинул регион. По возвращении в Виргинию Бун помог защитить несколько поселений вдоль реки Клинч, заслужив звание капитана народного ополчения. После окончания Войны Данмора, которая закончилась, вскоре, после того как Виргиния победила в битве Канавха (битва при точке радости) в октябре 1774 года, индейцы шауни оставили свои притязания на Кентукки.
После окончания Войны Данмора Ричард Хендерсон, видный судья из Северной Каролины, нанял Буна, чтобы тот отправился в города индейцев Чироки, находящихся на территории современных штатов Северная Каролина и Теннесси, чтобы сообщить им о предстоящей встрече. По договору 1775 года, заключенному на этой встрече, Хендерсон приобрёл право индейцев Чироки на Кентукки, чтобы основать там колонию, названную Трансильвания. После этого Хендерсон нанял Дэниэля Буна, чтобы тот проложил дорогу, которая впоследствии стала именоваться Дорога диких мест. Дорога прошла через перевал Камберленд в центральную часть Кентукки. Вместе с 30 рабочими Бун проложил путь к реке Кентукки, где он основал город Бунсборо. Другие поселения, особенно Хэрродсбург, были основаны в то же время. Несмотря на происходящие время от времени атаки индейцев, Бун вернулся в долину Клинч и перевёз свою семью и несколько поселенцев в Бунсборо 8 сентября 1775 года.
Насилие в Кентукки возросло с началом Войны за независимость США (1775-1783). Индейцы, которые были недовольны потерей Кентукки, видели в этой войне шанс, который даст им возможность прогнать колонистов. Изолированные поселенцы и охотники были частой мишенью для атак. Это убеждало многих покинуть Кентукки. К концу весны 1776 года немногим более чем 200 колонистов оставалось в Кентукки, в основном в укреплённых поселениях (фортах и станциях), таких как Бунсборо, Хэрродсбург и станция Логана.
14 июля 1776 года за воротами города Бунсборо группой воюющих индейцев была схвачена дочь Дэниэля Буна Джемина и ещё несколько девочек. Индейцы собирались доставить девочек в город индейцев шауни в округе Огайо. Дэниэль Бун и несколько других мужчин кинулись в погоню, настигнув индейцев через два дня. Бун вместе со своей группой внезапно напали на индейцев, когда те принимали пищу, и спасли девочек. Этот инцидент стал наиболее знаменитым событием в жизни Дэниэля Буна. Джеймс Фенимор Купер написал выдуманную версию этого эпизода в своей книге «Последний из могикан».
В 1777 году Генри Гамильтон (заместитель губернатора Канады) начал вербовать воющие племена индейцев с целью атаковать Кентукки. 24 апреля индейцы шауни под предводительством вождя Чёрная рыба атаковали Бунсборо. Дэниэль Бун был ранен в лодыжку, когда находился за пределами форта, но, несмотря на шквал огня, его вытащил Саймон Кентон, который прибыл в Бунсборо совсем недавно. Саймон Кентон стал лучшим другом Дэниэля Буна, а также одним из легендарных переселенцев Америки.
Пока Бун восстанавливался от ранения, индейцы шауни продолжали атаковать окрестности Бунсборо, уничтожая урожай и скот. Провизия заканчивалась, и поселенцам нужна была соль, для того чтобы заготовить на зиму мясо. В январе 1778 года Дэниэль Бун вместе с группой из тридцати человек отправился на соляные источники возле реки Ликинг. 7 февраля 1778 года во время охоты Бун был застигнут врасплох и схвачен войнами вождя «Чёрная рыба». Из-за того, что численный перевес был на стороне индейцев, Бун убедил своих людей сдаться, а не вступать в бой.
Буна и его людей доставили в индейский город Чиликоте (Chillicothe). Там пленники подверглись телесным наказаниям. По традициям индейцев, Шауни приняли в племя несколько пленников, чтобы заменить ими павших воинов. Оставшиеся пленники были отправлены в Детройт к Гамильтону. Сам же Дэниэль Бун был принят в одну из индейских семей города, возможно, он был даже принят семьёй вождя. Ему дали имя Шелтови (Sheltowee), что означает «Большая черепаха». 17 июня 1778 года Бун узнал, что вождь Чёрная рыба собирается напасть на город Бунсборо большим отрядом воинов, и решил сбежать. На лошади и пешком он преодолел 260 км за пять дней, но семью свою не нашёл: его жена, снова решив, что он мёртв, вернулись с детьми в Северную Каролину. Бун отправился за семьёй, чтобы вместе вернуться в Кентукки. Летом 1779 года большая группа эмигрантов, среди которых, по слухам, была семья деда Авраама Линкольна, отправилось вместе с Буном в Кентукки. Решив не оставаться в Бунсборо, Бун основал небольшую станцию Буна (Boone’s Station). Бун зарабатывал деньги тогда тем, что предлагал поселенцам плодородные земли. Но попытки оформить всё официально закончились его финансовым крахом.
"Many heroic actions and chivalrous adventures are related of me which exist only in the regions of fancy. With me the world has taken great liberties, and yet I have been but a common man" («Многие героические поступки и рыцарские приключения, связанные со мной, относятся к сфере желаний толпы. Вмести с ней мы “совершили большие подвиги”, и всё же я был обыкновенным человеком») (Daniel Boone)
P.S. "Чингачгук-большой змей" (1967) Германия:
"Приключения на берегах Онтарио" (вестерн, 1968 г.) Румыния, Франция:
(Следующий пост), (Продолжение темы), (История), (Содержание)
Journal information