«Один юноша вел слишком дерзкие разговоры; Зенон ему сказал: «Ну, мальчик, не скажу я тебе того, что думаю!»
«Ничего нет неприличнее гордыни, – говорил Зенон, – а в молодых людях особенно»
«Чтобы овладеть науками, говорил он, самое нежелательное – это самомнение, а самое надобное – это время»
О стоиках:
«Добродетель есть согласованность предрасположения [с природою]. Она заслуживает стремления сама по себе, а не из страха, надежды или иных внешних причин. В ней заключается счастье, ибо она устрояет душу так, чтобы вся жизнь стала согласованной. С этого пути разумное существо иногда сбивается, увлекшись внешними заботами или подпав под влияние близких; но сама природа никогда не дает ему поводов сбиться с пути. … Среди добродетелей иные первичны, иные вторичны. Первичные добродетели – разумение, мужество, справедливость, здравомыслие; разновидности их – величие души, воздержание, упорство, решительность и добрая воля. … Сходным образом и среди пороков иные первичны, иные вторичны; например, неразумие, трусость, несправедливость, разнузданность – первичны, а невоздержанность, тугоумие и неспособность к совету – вторичны»
«Заблуждения вызывают извращение мысли, а отсюда происходят многие страсти, причина душевной неустойчивости»
«Главные страсти составляют четыре рода: скорбь, страх, желание и наслаждение (…). Страсти, по мнению стоиков, представляют собой суждения: так, сребролюбие есть предположение, что деньги – это благо, и то же можно сказать о пьянстве, о буйстве и т. п.»
«Страх есть ожидание зла. К страху причисляются также ужас, робость, стыд, потрясение, испуг, мучение. Ужас есть страх, наводящий оцепенение. Стыд – страх бесчестия. Робость – страх совершить действие. Потрясение – страх от непривычного представления. Испуг – страх, от которого отнимается язык. Мучение – страх перед неясным»
«Любовь – это желание, несвойственное взыскующим: это стремление к сближению, вызванное видимостью красоты. Ненависть – это гнев застарелый и злобный, выжидающий случая прорваться»
«Родительскую любовь к детям они также считают естественной в мудрых и несуществующей в дурных людях»
«Мудрец будет свободен от мнений, то есть не согласится ни с какою ложью. Он будет киник, ибо кинизм есть кратчайший путь к добродетели. Он будет даже есть человеческое мясо, если таковы будут обстоятельства»
«Он (прим. мудрец) один свободен, тогда как дурные люди – рабы… Он не только свободен, но он и царь, ибо царствование есть неподотчетная власть, а она существует лишь для мудрых» (прим. вспомнилось «Царь Иудейский»)
«Свобода есть возможность самостоятельного действия»
«Послабление, жалость и уступчивость суть ничтожества души»
«Между дурными людьми дружбы нет, и ни один дурной человек друга не имеет»
(Следующий, Продолжение), (Цитаты и афоризмы), (Содержание)
Journal information